Энциклопедия Этрады ХХ века о Тамаре Лязгиной
Интервью - "Тамара Лязгина - режиссер, писательница, художник"
(Интервью Ольги Збарской)
О. Когда-то в сознании греков ощущение радости бытия связывалось с интеллектуальным общением и постоянным совершенствованием человека через развитие его скрытых возможностей. Гармоничное развитие души и тела - именно такую цель ставили перед собой жители древней Греции. В современном мире достижению такой гармонии может способствовать искусство, литература, спорт, йога... Не столько пассивное восприятие, сколько активное участие, овладение новыми методиками, видами искусств, то есть постоянный процесс обучения приведёт к ожидаемому результату. Кстати, греческое слово "схоле" (школа) означает "досуг" и предусматривает вполне свободное, полнокровное существование. Думаю, Тамара Лязгина раскроет нам некоторые секреты личностного совершенствования и "полноты" бытия, его подлинности и богатства. Тамара Лязгина - выпускница Гитиса. Она - народная артистка России, лауреат международных конкурсов артистов эстрады, режиссер, акробатка, балерина, йог, лекарь, писатель, художник. В феврале 2004г. в Москве прошла выставка её картин. Тамара, Вас знают и любят практически во всех странах Европы, Ближнего Востока, Японии, Австралии, Америки... Поэтому очень велико желание наблюдать за Вашей разнообразной, насыщенной, творческой жизнью, хотя прекрасно понимаю, что одного часа совершенно не хватит... Итак, начнём с московской выставки 2004 года.
Т. Я часто думаю о том, насколько изменилась техника, которая позволяет совершенно спокойно участвовать в прямой трансляции Россия-Америка. Я счастлива и благодарна судьбе, что периодически мне удаётся побывать в Америке, где проходят мои встречи и выступления. Выставка, о которой Вы говорите, стала интересным событием. Было выставлено 60 моих картин, не считая скульптурных изображений. Выставка прошла на хорошем уровне, имела успех. Многие картины можно посмотреть по Интернету, хотя не всё ещё отснято - очень много картин. На выставке побывало много интересных людей. В молодости я жила в небольшом сибирском селении, поэтому выставляюсь вместе с сибиряками. Во время выставки, к сожалению, не могла встретиться с теми, кто хотел меня увидеть, ведь я всегда занята, до сих пор очень много работаю, занимаюсь с 4-х утра. Кроме того, всегда нужно быть в форме. Многие наши актёры уходят на пенсию в 35-38 лет, и большинство остаются инвалидами из-за постоянных жестоких нагрузок. Балерины, акробаты... Мы сильны только по духу, а, фактически, многих уже нет, они ушли из жизни. Я всегда готова поделиться всеми секретами, которые позволяют мне держаться на достаточно хорошем уровне. Главное, не падать духом, даже если Вы чувствуете себя никому ненужными инвалидами. Нельзя сдаваться и падать духом!
О. Тамара, я хочу зачитать несколько выдержек из книги отзывов посетителей выставки художников "От Омска до Москвы": "Особенно хороша Тамара Лязгина, и её работы "Двое", "Портрет Высоцкого", "Лесные тайны", "Вечер в Лапландии", да все её работы прелесть и неповторимость, как и она сама." А вот отзыв народного художника РСФСР Данилевского: "Работы Тамары Лязгиной впечатляют. Они профессиональны и художественно оригинальны. Её взгляд на мир неповторим. Желаем удачи, поиска, неповторимости взгляда на мир" Подобных отзывов о Вашей живописи, Тамара, много. Ваше имя широко известно во всём мире, но, знаю, что жизнь Вам не всегда улыбалась. Рисовали ли Вы в детстве?
Т. Детство с весны до самой осени я проводила в лесу, дружила с дикими животными. Если они болели, я их выхаживала. До сих пор у меня живут голуби, кошки, собаки - кого только нет. Считаю, что каждый человек должен любить всё, что связано с природой. Природа и животные - как дети маленькие - их нужно защищать. Я природу люблю, и мне часто её не хватает. Глядя на природу, мне нравились сплетения ветвей, и это отражалось на моей гибкости. Я любила вот это сочетание: природа и моя гибкость. В то же время я брала угольки из костра, находила любой клочок бумаги и рисовала на бересте, только ни в коем случае не срывала её с дерева. Всё живое я берегу, бережно отношусь ко всему. Если получался удачный портрет, и кому-то нравилось, я его дарила. Чем глубже я ухожу в себя, чем глубже я ухожу в йогу, картины получаются более удачно. По крайней мере, мне кажется, что получилось что-то интересное, какие-то образы, растения, картины. Иногда я рисую с натуры, иногда по памяти.
О. Вы только что упомянули о медитации. Обычно люди, которые медитируют, не любят говорить об этом. Но возможно, Вы приоткроете кулисы, и мы услышим о тех, кто управляет энергией. Что касается Вашей связи с природой, Вас многие называют Жанной Д'Арк именно потому, что Вы спасаете леса от вырубки, охраняете природу. Вам всегда приносят каких-то животных, и многих из них Вы возвращаете к жизни тогда, когда уже никто этого сделать не может. Это удивительно! Тамара, Вы сказали, что очень рано попали в цирк. Как это произошло?
Т. Мне очень, нравилось выступать. С одной стороны, я была девочкой замкнутой и скромной, даже чересчур. Это и сегодня не ушло. Мне это всегда мешает. Для меня войти куда-то в кабинет непросто. Мне всегда кажется, что никто меня не знает, никто меня не помнит, так что я всегда всего стесняюсь. Что касается цирка, это была моя заветная мечта. Уже в 4 года я представляла себя взрослой, а к 13 годам я уже занималась балетом. Балетмейстер всегда удивлялся, как я стою на пальцах без пуантов, ведь так никто не может стоять...
О. Возможно, не все знают, что Вы - единственная женщина в мире, которая танцует на пальцах без пуантов! Как Вы сами узнали об этом чуде?
Т. Вы знаете, случайно. Так же, как случайно и то, что я медитирую. Мне казалось, что все это умеют делать, то есть, для меня эти способности не явились каким-то удивлением. Человек может многое, если хочет. Что касается пуантов, то я со всеми взрослыми ещё девочкой ходила заниматься балетом. Это было в Томске. Там балетмейстером был Казимиров. У него когда-то начинала танцевать знаменитая Лепешинская. И когда я попала к нему, мама моя очень волновалась. Я возвращалась с занятий через весь город поздно вечером. Вот она и сожгла мои пуантики, что меня очень расстроило. Но я продолжала тянуться к балету, так как считала, что акробатика и балет как бы дополняют друг друга. Мне очень нравилась эта совместимость, эта красота пластики... И когда я пришла без пуантиков, балетмейстер удивился, что я не становлюсь к станку. Он скомандовал: "Быстренько к станку". На его вопрос, где, мол, пуанты, я ответила, что забыла. И когда стала заниматься без пуантов, когда в работе оказывается всего два пальца, я поняла, что могу танцевать и так. Руководитель был удивлён, напомнив, что с возрастом, это будет мучительно больно... Все удивлялись, в том числе и такой профессионал, как Владимир Васильев. Впоследствии, на разных концертах мне приходилось выступать вместе с известными артистами, киноактёрами, и все удивлялись моей способности стоять на голых пальцах.
О. Всему виной был случай. Почему так в жизни получается, что самые значительные события - последствия случайности?
Т. В данном конкретном случае, возможно, это не случайность. Моими руководителями были известные люди. Встреча с ними - тоже не случайность. Даже болезни мои - это отдельный вопрос. Я ведь много раз умирала. Это тоже не случайно. Я только выходила в космос, хотя понимала это поверхностно. .Я ведь владею ещё и гипнозом. Я спасла многих людей, которых врачи не могли спасти. Однажды я поняла, что это как бы наказание - нельзя помогать абсолютно всем, хотя я православный человек. Да, Вы правы везде случайности! Много лет я мечтала поставить балетный номер с известным постановщиком Генрихом Майоровым, но за меня "ухватился" один балетмейстер, человек уже в почтенном возрасте, не особенно популярный и мне просто совестно было отказаться. Кончилось эта затея тем, что я "сломалась" с партнёром, попала в больницу и перед предстоящей поездкой в Америку надолго вышла из строя. Вся нога была раздроблена! Когда бы я не попадала в больницу, врачи всегда меня ставили перед фактом необходимости операции-то позвонков, то руки, то ещё чего-то. Всего мне необходимо было сделать 15 операций. Представляете, что от меня бы осталось.? Меня уже не было бы!
О. На операции Вы никогда не соглашались. Так каким же образом проходил лечение, скажем, раздробленной кости?
Т. Было и такое, что меня в юности возили в коляске, а я всё спрашивала, когда я буду выступать. Это вызывало смех: "Тут думаем, как девчонку поставить на ноги, а она хочет выступать". Поверьте мне, никогда нельзя падать духом, даже если Вы парализованы, не дай бог! Со мной и это было не раз. После моего полного восстановления мне предстояло выступить в концертном зале "Россия", где ко мне подошёл человек, с которым я всегда мечтала работать. Это был тот самый Генрих Майоров, который сказал: "Эту актрису я просто обожаю". Для меня это была незабываемая встреча, я его спросила, смог бы ли он со мной заниматься. Оказалось, что и он об этом мечтал. Моя травма привела к счастливой встрече. Я часто анализирую жизнь, и очень часто несчастье оборачивается хорошей стороной. Конечно, я не имею в виду смерть близких. Сегодня я понимаю, что не каждому нужно помогать, не каждый поймёт. У каждого своя карма. Бывало и так, что я поднимала безнадёжных. Но если в это время я не обращалась к Б-гу, обязательно получала наказание.
О. За последние годы погибло много Ваших слайдов, фото и видео плёнок. В России и в других странах такое количество поклонников Вашего искусства, что все материалы, касающиеся Вас, разбираются буквально по клочкам. Фотографии, слайды попадают в частные коллекции. Следит ли кто-то за всем этим?
Т. Мне трудно даже сказать. Чем ближе я подпускаю к себе некоторых людей, тем больше получаю от них негативных реакций. Вероятно, такое явление сопровождает всех. Обычно я не обижаюсь, так как, некоторые из них, вероятно, больные люди. Б-г не дал понимания. У каждого своё восприятие, зависть гложет. Что касается сьёмок, то, например, фильм "Акробатика Тамары Лязгиной" вышел со многими недоработками. Фильм вышел под Новый год с 1982 на 1983 г. Его показывали много раз, но в начале я просто рыдала, потому что в съемках слишком мало меня, хотя снимали его целый год. Идея была такой, чтобы показать меня во время занятий в течение круглого года и осенью, и зимой, когда я бегала и купалась в реке и в проруби. Я пыталась разрушить традиции, согласно которым акробаты, артисты балета, спортсмены всю жизнь боятся застудить мышцы, и, наоборот, только этим всегда восстанавливала себя. Однако, широкоформатный фильм был переведен на видео. Конечно, меня это очень расстроило, так как многие кадры были вырезаны. Я была первой, кто рассказал о том, что такое йога - я имею в виду гибкость, и что такое Каучук.
О. Интересно, что каучук - самый древний вид акробатики. Здесь можно назвать такие имена, как С. Белова, К. Зарипова, которые выполняли номера пластической акробатики, основанный на особой гибкости тела.
Т. Совершенно верно. Каучук и йога - совершенно разные вещи. Йога мне помогает. Она освобождает мышцы, и я, занимаясь летом на природе, буквально утопала в ней, ведь всё было красивым и цветущим. Мои воздействия всегда очень отражаются и на животных. Я уходила в себя, и животные это чувствовали. Вот этого всего в плёнках не оказалось. А ведь я, рискуя жизнью, могла "под небом" даже разбиться, ведь при съемках был не мой партнёр! Но даже этот, далеко не полный фильм, выкрали. Были сделаны видеозаписи по моим концертам, немало слайдов с занятиями йогой на берегу океана в Австралии и Новой Зеландии. На плантации в Бандаранайке слон обозлился на меня за то, что я перестала его гладить, он меня просто поднял хоботом и, как бы, вложил внутрь. Но это была игра. К сожалению, все плёнки, слайды, видео - всё исчезло. Работает одно правило: если что-то на некоторое время отдаётся в газету, журнал - всё исчезает!
О. К счастью, остались восторженные впечатления людей, которые видели Вас в России и во многих странах мира. Например, в Индии Вы удивили даже йогов, когда на маленьком прозрачном столике под аккомпанемент лучших скрипачей Москонцерта Вы демонстрировали феноменальную гибкость и артистизм. Пресса не перестаёт писать о Вас не только в России, но и за рубежом. Вас называют "русским чудом". Вы участвовали в самых престижных, в том числе, правительственных концертах, на встречах, куда приглашались зарубежные высокопоставленные гости. Вот несколько журнальных строк, которые я не могу не зачитать: "Эта маленькая, хрупкая женщина, похожая одновременно на трепещущую змейку и изящную хрустальную статуэтку, которую партнёр во время концерта держал на вытянутой ладони, покорила полмира, демонстрируя не только запредельные возможности человеческого тела, но и одаривая зрителей настоящим искусством. Пластика, балет, танец, философия сливались воедино в жанре, которому ещё не придумано название. И мне бы очень хотелось попросить Вас, Тамара, рассказать о том, каким образом новые актёры попадают во власть Каучука?
Т. Мой партнёр исполняет акробатику с балетом, a я работала под скрипку с очень хорошими скрипачами. Но, кроме того, я работала с балетом. Что касается жанра "каучук", то в нём во все времена проявляли себя женщины, которые гнулись - женщина-каучук, женщина-резина, женщина-змея. Основой этого является гибкость. Очень здорово гнутся китаянки. У них просто феноменальная, я бы сказала, не наша гибкость. Вообще, восточные женщины более пластичные, гибкие. Видимо, природа всё же, что-то делает с костями, и даёт им такую возможность. Может тот факт, чо я сибирячка, способствовал такой гибкости - не знаю. Может быть, потому что во мне много кровей, где замешаны греки, поляки, мадьяры. Вообще, у русских намешано всего много. Однако, это не говорит о том, что всё только от природы. Пластику, гибкость - всё нужно поддерживать с детства. В противном случае всё это уходит, исчезает. Всё это имеет значение при выборе новых актёров.
О. И всё-таки, как молодые актёры попадают в такой жанр, кто их отбирает?
Т. Меня никто не отбирал. Потом уже знаменитый, М.Эсамбаев сыграл огромную роль в моей жизни. Я считаю его своим крёстным отцом. Но в самом начале я просто фанатически была влюблена в сцену, правда, до сих пор не понимаю, где я её в детстве могла видеть, ведь родилась я в совершенно глухом месте. Но мечтала я о балете. Я хотела обязательно гнуться! Позднее мы уже переехали в Томск. У нас была большая семья. Жили бедно, трое умерли от голода, и даже денег не было, чтобы пойти в цирк. А около цирка, прячась за деревьями, я слушала музыку, и когда шли актёры, представляла себе их жанр: вот прошли акробаты, жонглёры. Потом они заметили, что около цирка стоит одна и та же девочка и пригласили меня к себе. Даже мама не знала - я просто сбежала, во имя своей мечты. Я была там в качестве Золушки - покупала для актёров продукты, готовила. Особенно хорошо получались борщи. Да и цирк я охраняла практически одна. Конечно, пришлось тяжело - заступиться за себя я не могла, а таким больше всех достаётся. Для сбора зрителей перед цирком крутили музыку. Как-то я забыла пластинки положить в конверт, за что хозяин меня избил. Так что жизнь была очень сложной. Жалею ли я? Да нет - я получила хорошую закалку. Вот так началась моя жизнь в искусстве. Я выступала в иллюзионах - освоила акробатику, балет. У всех ведь разные дороги в Каучук...
- Звонок в эфир. Ирина из Бостона. Тамара, Вы просто чудо, национальная гордость России. Мы о Вас много читали. Знаем, что Вы - единственная в мире женщина-змея, танцующая на пальцах. Ольга, огромное спасибо Вам за то, что в Ваших передачах участвуют такие интересные, одаренные люди! Но как же Россия могла допустить, чтобы такая женщина, как Тамара Лязгина, женщина необыкновенных возможностей, хлебнула в жизни столько горя?
О. Вы знаете, по этому поводу А. Камю когда-то сказал: "С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают". На разных этапах жизни мы по-разному реагируем на насмешки судьбы - когда есть возможность, боремся, когда нет - пытаемся сотрудничать. Главное, как отметила Тамара - никогда не сдаваться! Насколько я понимаю, это и есть основной секрет женщины-змеи. Спасибо Вам, Тамара, за интересную беседу. Желаю Вам дальнейших побед и открытий!
Нью-Йорк - Москва 6 марта 2004года
Некоторые статьи о Т. Лязгиной (Articles)
Стихи, посвящённые Тамаре Лязгиной (Poetry)
Вот уже много лет Тамара Макаровна собирает фото, материалы об известных и великих людях, журнальные статьи, автографы, ведёт альбомы. Там хранится история нашей Страны, энциклопедические знания о здоровье, общении с природой и взаиоотношениях с людьми. Многие известные поэты, писатели, художники, люди театра и кино, спортсмены, государственные деятели оставили свои записи и фото в этих альбомах. Вот лишь малая доля материалов, дающая представление об их исторической и художественной ценности.