Техника конторсии 

 

(декабрьь 2017 года)

Скачать Д \ Ф  " Акробатка Тамара Лязгина " Документальный фильм "Акробатка Тамара Лязгина"

Тамара Макаровна не раз говорила свои слова-переживания по поводу содержания фильма, работы над ним. Но рассказать о незавидной судьбе этого телевизионного проекта, который даже в том, урезанном в 5 раз виде, в котором его увидели зрители, побил все рейтинги подобных программ и остался в сердцах поклонников эстрады на всю жизнь, так и не решилась.

Некоторые фотографии, собранные за творческую карьеру артистки представлены в галерее.

Фотогалерея

 

(июль 2002 года)

В вопросе о спине, главное - это чем хотелось бы "блеснуть" перед зрителем.
Есть три варианта. Первый - удивить. Второй - покорить красотой и необычностью движений. Третий - оставаться долго на сцене здоровой и активной, даря зрителю прекрасное.


Часть "сохранить здоровье" пока примем за самое обычное желание любого человека, не вдаваясь в серьёзные подробности. Пусть это будут регулярная гимнастика и соблюдение правил работы с нагрузками, действующими на позвоночник.

Рассмотрим аспект - "удивить".
Всем, более-менее знакомым с техникой работы на спину, давно понятно, что "плотные" складки удаются людям генетически "одарённым", с изменением суставно-связочного аппарата на уровне патологий. Лишь единицам удаётся ценой огромных усилий, о которых будем говорить позже, достичь больших градусов в изгибах.
Если проследить механику перемещений суставов и нагрузок на связки и диски позвоночника, то точечные нагрузки на некоторых участках можно сравнить с аналогичными, переносимыми тяжелоатлетами при подъёме штанги. Причём, нарушается не та часть диска позвонка, что у штангиста, а задняя, работающая у человека с самой его первобытности в более пассивном режиме. И это, не считая того, что мышцы и кости груди и пресса сбрасывают часть нагрузки у спортсмена. А динамика дающаяся ногами позволяет варьировать эту нагрузку, ещё уменьшая её.
Вот и получается, что стоящая на груди в складке девчушка переносит нагрузки на позвоночник, превышающие её возможности.
Возникает вопрос, - почему же легко чувствует она себя после таких занятий?
Так и есть. При регулярных занятиях, многие неприятные ощущения притупляются, нервные окончания перестают предупреждать о приближающейся травме, и артистка перестаёт замечать, как её позвоночник превращается в неконтролируемую "кость", пусть и подвижную как ни у кого другого.


Я, в самый разгар своей карьеры, как исполнительницы "каучука", вовремя смогла осмыслить принципы движения суставов позвоночника, его возможности, и научилась контролировать его состояние.
Иногда доходило до смешного. В пике своих возможностей я иногда могла свернуться в тугой узел, принять такую позу (как сейчас принято называть - плотную складку, тройную, в том числе), что окружающие не понимали - есть ли у меня вообще позвоночник. На многих видео сохранились кадры с такими трюками.
Если бы не физическая невозможность сгибаться дальше, то подвижность позвонков, в конечном итоге, может стать подобной, как и при изгибах вперёд. Ведь позвоночник исполнительниц удлинялся во время тренировок (у меня на 7 см).


Настал момент, когда ОН, "столб жизни", дал о себе знать. Боли и невообразимо жуткие ощущения возникли внезапно. Прямо на сцене. Стиснув зубы, я всё же, закончила выступление. Хотя, ряд трюков пришлось не выполнять. После, на протяжении нескольких месяцев, мне пришлось серьёзно заниматься лечением. В известном медицинском институте консилиум врачей и профессоров был в изумлении - как эта хрупкая женщина могла так изуродовать свой позвоночник. Как она могла терпеть боли в раздробленных суставах позвоночника.

Края большей части позвонков были стёрты и искрошены, как будто это был старый несовершенный механизм. Это, как я сказала ранее, не доставляло мне особых проблем. Боли, если такие и были, я относила к обычным болям после тренировки. К тому же, они быстро проходили.


Не смогли тогда мне помочь с проблемой. Пришлось самой разбираться в медицинских аспектах, связанных с позвоночником, его лечением. Упорные занятия йогой, закаливания, массаж, и, не прекращаемые тренировки, пусть и не в полную силу, позволили мне уже через полгода выйти на сцену с потрясающими номерами.


После всей этой эпопеи, мне пришлось проанализировать то, чем я занималась ранее. Работа на износ, частые стрессовые ситуации на концертах и многое другое создавали состояние, когда травмы становились просто неизбежными.
Хочу заострить внимание на том, что душевное состояние, психологическое спокойствие и уверенность позволяли выполнять трюки экстра класса. И, напротив, стрессы, неуютная обстановка, неуверенность в зрителе, в том, что удастся нормально начать и завершить номер, сковывают, заставляют непроизвольно беречь себя. Даже, не смотря на прекрасную форму. Не дают морального удовлетворения от выступления.


Прошло время удивлять физическими возможностями. Настало время думать головой. Покорять оригинальностью, образом, красотой движений.
Появились мысли, как, не делая номер ущербным и серым, выполнять элементы по-другому. Так, что бы ни зарабатывать травмы впредь.


Многие знают, что при складывании тела назад в движении участвуют четыре основных суставных отдела. Акробатка может управлять шейным отделом, грудным, поясничным и тазобедренным. Причём, травмоопасность этих отделов не одинакова. Так же, многое зависит от генетических факторов исполнительницы, а так же насколько подготовлен тот или иной отдел туловища
.


Вопрос о генетике делится на 2 части - длина и подвижность суставов, связок отдела, а так же, способность восстанавливаться после микротравм. Читатель понимает - любое растягивание, изгиб сопровождается микротравмами-разрывами связок и волокон мышц, которые, приобретая большую мобильность, заживают и дают возможность дальше развивать свои свойства.

Подготовка - "палка о двух концах". Как-то в начале свой карьеры я перепробовала различные варианты физических нагрузок, диет, отдыха. Однажды дошло до того, что я попала в тяжелоатлетический зал. Как мне казалось, да и требовалось для номера, я смогу накачать руки, сделать их сильными и выносливыми для стоек, балансов. Заодно повышу выносливость мышц спины, ног. Делала по 150 - 200 складок назад, свободно и с дополнительным весом. Стояла подолгу на руках, опять же с весом и без. Казалось, что цель будет достигнута. Но спустя какое-то время, я почувствовала, что, не смотря на общий подъём силы, выносливости и появление возможности для создания новых, оригинальных трюков, катастрофически начала падать гибкость, а именно те самые желанные градусы, столь необходимые для исполнительницы "каучука".
Пришлось скорректировать процесс тренировки спины. Я занялась поиском "золотой середины", когда учтены все требования и желания. Ведь ещё нужно учесть, что я занималась и закаливанием, и вегетарианством, вела активный образ жизни не минуты ни останавливаясь на месте.
Далее, на протяжении всей карьеры, мне пришлось строго следовать своим чувствам и постоянно приобретаемым знаниям о своём организме и его тренировке. Думаю, поэтому удалось так долго продержаться на сцене, соблюдая баланс между нагрузками, отдыхом, заботой о здоровье, увлечениями, семьёй и т.п.

Вегетарианство абсолютно меня разочаровало, когда во время выступления или на тренировке темнело в глазах, пропадала сила и выносливость, мышцы становились как верёвки, сухие и жёсткие. Хотя, в начале, я чувствовала какую-то лёгкость в организме. Мышцам "каучука" нужен белок, животного происхождения. Да и всё питание артистки должно быть сбалансированным. После непродолжительного периода отказа от мяса, мне пришлось долго приводить свои мышцы в порядок.

 

Класс акробатки можно понять не по "продвинутости" какого-либо единичного трюка, пусть это будет и самая "тугая" складка или супер шпагат, а по тому, насколько её тело способно принимать необходимую конфигурацию, требующуюся для номера, создания образа. Один элемент, пусть и очень здорово выполненный, напоминает старый цирк прошлого века, где пытались удивить зрителя, обескуражить, рассмешить. Сейчас, когда стало возможно на эстраде и в цирке многое: и в техническом плане, и в плане музыки, режиссуры, простого выполнения механистичных движений недостаточно.
Полное владение телом, способность артистки красиво связать элементы, так, что бы казалось, один вытекает из другого, плюс феноменально развитая гибкость во всех направлениях - вот, что отличает акробатку экстра класса.

 

(декабрь 2001 года)

Если говорить о технике выступлений и тренировок наших исполнительниц, рождённых в северных странах, таких как Россия и т.п., стоит сказать об огромном отличии генетики артисток, а так же несоизмеримо больших физических и моральных затратах при подготовке номеров "каучука" высокого класса.

Генетика и природные условия - это то, что усложняет работу над телом и поддержанием высокого уровня сложности трюков, но с другой стороны - великолепная школа балета, акробатики и цирка, существующие у нас в стране десятки лет. (читай раздел "люди"…)

Не сложно увидеть разницу в строении исполнительниц из южных стран и их северных коллег. А специалисты определяют и абсолютно разное строение и работу суставно-связочного аппарата, разные свойства мышц, их привыкание к специфическим нагрузкам (т.е. отклик мышц на растяжение и скручивание). У тех же монгольских, китайских конторсионисток с детства закладывается подвижность суставов и связок, не скованных мощным и плохо реагирующим на раздражение массивным корсетом мышц. Обменные процессы и заживление микротравм происходят быстрее по времени и менее болезненно. У северных женщин работа над гибкостью происходит с большими затратами над мышечной частью, разогревом и поддержанием связок и суставов в рабочем состоянии. Режим питания и без того очень строгий по времени усугубляется и большей предрасположенностью северного организма откладывать жир, наличием высококалорийного, и вместе с тем не задерживающегося в организме питания. В 70-80 годы одним из продуктов, восполняющим огромные энергозатраты и "голодание" был гематоген, подобные ему продукты, а так же растительная пища (читай раздел "здоровье"…).

Любая попытка скопировать целиком опыт южных исполнительниц для северной мало что даст. Другое дело - работа над оригинальностью трюков, образом, стойками и балансом (о создании образа, костюме и музыке читай в одноимённом разделе).

Например, трюк с доставанием цветка, лежащего на полу, стоя спиной к нему на столике. Ведь многие скажут, что тут такого? Многие исполнительницы делают этот трюк. Для эстетов, которые не видели это в исполнении Лязгиной - зрелище более эстетичное и напряжённое, чем, даже у китайских артисток. По плавности и лёгкости - ей нет равных. Для "технарей" - по времени исполнения, что является более красивым и изящным, показателем класса конторсионитки, пока никто не делал медленнее и плавнее Лязгиной. Вы, надеюсь, заметили, что исполнительница стоит не на подставках, что позволяет упростить трюк не огибать кромку стола, а на самом краю., высота которого от пола в некоторых выступлениях была до 90 см ! Ну а то, что перед выступлением она проделывала это раз по 200 за кулисами, вообще вызывает восхищение. Спортсмены, видевшие этот трюк, говорили, что, умея так интенсивно работать на ноги и технику, они бы давно смогли бы завоевать ни один пьедестал почёта.

Вот, что интересно. Имея за плечами огромнейший опыт по работе над гибкостью, Тамара Лязгина, выполняя на тренировках и разминках перед выступлениями с лёгкостью тройные складки, сверхшпагаты, т.е. элементы наивысшей сложности и требующие невиданной гибкости элементы постепенно начала уменьшать в своих выступлениях количество трюков такого плана. Её внимание стало более концентрироваться на образе, пластике, создании атмосферы загадочности. Было удивительно, как имея в своём арсенале наисложнейшие и удивительнейшие элементы, регулярно ею оттачиваемые на тренировках и за кулисами, не показываются зрителю. Оказалось, что на такой выбор повлияло огромное количество факторов. Вскоре читатель поймёт, как и почему такое происходит с исполнительницами этого жанра…

Многие спрашивают, почему Тамара Лязгина, имея такой запас гибкости, так мало использовала экстра элементы в своих номерах. Дело в том, что те, кто видел хотя бы несколько выступлений артистки, то заметили, что она стремилась не удивить зрителя своими возможностями гнуться (а ведь на тренировках она делала трюки суперкласса и на максимальной амплитуде), как никто другой, а создать образ, этюд, зарисовку. В цирке она не выступала. А эстрадное исполнение требует не только огромную гибкость от исполнительницы, но и эмоциональность, элементы танца, балета, театра. Исполняя трюк конторсии, она не принимает статическую позу и ждёт аплодисментов, а продолжает движения. Так в складке назад вместо плотного её исполнения она сознательно оставляет пространство для движения головой, руками. При этом в некоторые моменты ей удаётся усложнить выполняемый трюк ещё больше засчёт скручиваний, изменения положения отдельных участков тела. Профессионалы всё это видят и восхищаются, в отличие от любителей, которые находят пластику Лязгиной недостаточно "продвинутой". То же самое и при исполнении шпагатов. Сочетание балетной техники и конторсии позволило Тамаре Лязгиной удивлять балетмейстеров, и находиться на уровне высококлассных исполнителей "каучука".

Если внимательно рассмотреть фото, на которых Тамара Лязгина изображена стоящей на носках, то можно заметить, что она то стоит без пуантов, на голых пальцах, не согнутых, а упирающихся в пол вертикально! Она говорит, что такая способность у неё с детства, что сама собой стала на пальцы и "пошла". В балетной среде ещё не нашлось исполнительницы, умеющей вставать на пальцы и так выступать.

Очень часто спрашивают - почему Лязгина ущла из балета? Я никогда не оставляла это искусство без внимания. Великие балерины, такие как Уланова, Плисецкая, с которой мы и по сей день дружим, и другие часто обращались к моему , а я к их творчеству. Различались лишь способы, которыми мы выражали себя, свои мысли, чувства. С детсятва я воспринимала мир по-своему, искала личные методы, и ощущения в искусстве. Когда я училась в ГИТИСЕ, на режиссёрском факультете, у меня, оттачивались эти восприятия. На то оно и искусство, что-бы каждый смог сделать то, на что его направляет природа, естественно не забывая об опыте других, опираясь на него и используя всё лучшее. Так и с балетом...

Любой специалист по гимнастике или акробатике скажет, что для того, что бы держать вертикальный шпагат и при этом не падать и выполнять дополнительные элементы, требуется на просто шпагат, а более развёрнутый гпагат. Обычный возможно сделать каждому, кто хоть немного этого хочет. А вот дальше - уже серьёзнее. Градусов 200 и более требуется для того, что бы стало возможным поднять прямую ногу строго вверх без помощи. Не должны мешать не участвующие в элементе связки и мышцы тем мышцам, которые делают активную работу, например, поднимают прямую ногу вверх. То же самое и со спиной. На некоторых выступлениях, соревнованиях по гимнастике или конкурсах шпагаты видишь и по 250 и по 270 градусов , но это - экстракласс. Там уже не уделяют внимание градусам, а работают на чувстве мышц. Исполнительница сама ощущает сможет ли она выполнить элемент гладко, без помех или ещё мышцы и связки не готовы. А сверхградусы - категория книги рекордов…

Часто спрашивают - "Какой изгиб назад труднее выполнить: когда голова косается нижней части спины,или когда плечи косаются ног".

Всё зависит от строения позвоночника и опыта. Во время выступления и хореографической подготовки не сильно заостряешь внимание на этом. В цирке показывают различные виды складок, а в эстраде и в гимнастике обращаешь внимание больше на эстетическую сторону, да и на то, что бы в одном темпе и без ошибок выполнить весь задуманный номер. И первой складки, и второй можно в конце концов добиться. А нужно ли? Не всегда это является целью.

Каков способ дыхания при выполнении сложных конторсионных трюков. Например, "заднюю складку" иногда делают на задержке дыхания, а иногда продолжают дышать. В художественной гимнастике, эстрадных номерах, наполненных акробатикой, но динамичных и быстрых такие элементы - редкость. Если и делаютих, то используют динамические движения максимальный изгиб в которых длится не более 1-3 секунд. Так, что дыхание обычно произвольное, но каждый использует свою тактику. На тренировках чаще приходится работать в медленном темпе, прорабатывать элементы складки и затяжки намного дольше по времени. Я, например , дышу в любом положении, это помогает в различных непредвиденных случаях. Не всегда возможно выйти из положения когда захочешь, то мышцу заклинит, то связка "стрельнёт", то в глазах потемнеет (давление, нагрузки-то большие). При задержке дыхания происходит дополнительное напряжение мышц, что нежелательно, сковывает. Для выступления в темпе - это сложно, да и закрепощает очень.

Хотелось бы сказать о некоторых школах пластической акробатики. Мне больше нравится именно монгольская школу, а не китайская. В Китае тоже - это древнее искусство, но направлено оно на то, что бы удивить зрителя. Если мы говорим о "каучуке", то китайская школа больше относится к эквилибру, а не к конторсии. Трюки выполняются, если можно выразится, "суставным" способом. Большую нагрузку несут на себе связки и суставы. Поэтому некоторые трюки выглядят угловато и "костляво", на уровне паталогии суставов. У монголок  же огромное внимание уделяется на пластику мышц, (хотя и суставы их не менее пластичны, чем у китаянок), плавные движения, женственность, мягкость, красивую балетную линию. Хочу сказать, что монгольская конторсия - от природы , да и древней она. У монгольских артисток дольше жизнеспособность, как исполнительниц. Школы разные, разные корни воспитания…

Есть и такие вопросы - "Достовляют ли Вам упражнения на гибкость удовольствие или это неприятная работа?" Как и все увлечённые люди, я получаю удовольствие от своей работы. Нравится не только сам труд, сколько его результаты. Как человек искусства, не обращаешь внимания ни на травмы, ни на настроение, ни на боль, всё чаще приходящую. Творишь и творишь. Раньше, мне доставляло большее удовольствие осознавать, что работа не пропала зря, что зрителям нравится то, что я делаю. Будучи девчонкой, мне нравилось тренироваться, побеждать саму себя , заставлять работать. Неприятности создавали лишь накопившиеся травмы и тупость бюрократов. Сейчас я занимаюсь йогой, вместе с телом тренирую дух, как говорят. Долгое время поддерживаю связь со специалистами по йоге, карате (в этой области считаю японцев непревзойдёнными мастерами). Сейчас я стараюсь многих вдохновить на постоянную до самой старости работу над телом и душой. Человек становится стар, когда перестаёт над собой работать.

Некоторые недоумевают - "Ни одной тройной складки нигде в ее исполнении не видел!?" Когда мне было лет 18-20 это вызывало у меня чувства - "Вот что я умею, посмотрите !!!" Но со временем я стала уделять больше внимания на сам номер, вцелом. Я отошла от философии "Трюк ради трюка". Если посмотреть мой номер целиком, то можно заметить, что я не выполняла каждый по отдельности элемент (напр. складка - встала, поулыбалась, затяжка - встала, поулыбалась (отдышалась :)))). Каждый элемент в номерах плавно переливается в другой. Причём, путём, не менее сложным, чем отдельные трюки. За счёт этого и возникает впечатление "резиновой женщины", "каучука", и казалось бы невыполнимости и оригинальности этих связок. Моя затяжка с изменением положения ноги длилась 4.5 минуты. Думаю, что не многие способны повторить это. А спуск за цветком. В некоторых случаях - 2 минуты опускания и 1 минута подъёма. Тройная складка выполняется почти всеми "каучуками", способными сделать двойную складку. (По крайней мере мышцы, способные вывести исполнительницу в тройную складку, подготовлены достаточно для тройной.) Другой дело - плотность складки. У всех разное строение, разная разогреваемость и пластичность мышц, в конце концов пик формы очень сильно колеблется (это хорошо видно на ультра элементах).

 

 

Фотогалерея