Здоровье исполнительниц "каучука"

Организм исполнительницы со временем перестаёт бороться с травмами, физическим и моральным износом, старением - ДА-ДА - СТАРЕНИЕМ. Аскетический образ жизни, природа и, что обиднее всего, окружающие люди, укорачивают жизнь на сцене и ускоряют уход со сцены многим исполнительницам "каучука". Износ костей (как изнашиваются со временем зубы) особенно позвоночника сказывается уже не только на привлекательности номера, но и на здоровье самой исполнительницы. У конторсионисток, насколько бы они не могли за счёт многолетних тренировок удлинять свой позвоночник (а у Тамары Лязгиной он увеличивался при пиковых нагрузках на 7 см), происходят со временем сколы по краям позвонков, что причиняет боль при выполнении сложных элементов, но так же и в спокойном состоянии, "усаживаясь на место", дают о себе знать. А ущемления нервов и связок. Это и вовсе предполагает наличие в арсенале конторсионистки либо опытного врача, либо собственного опыта возвращения себя " в строй".

Те артистки, которые не находили в себе силы бороться с такими явлениями, моральной усталостью, не соблюдали режим во всём, сходили со сцены и постепенно забывались. Тамара Лязгина нашла способ оставаться на сцене почти 30 лет и с успехом продолжать работать над своим телом до сегодняшних дней. Спросите у исполнительниц этого жанра о сроке выступлений и они вам не поверят, что такое возможно. Некоторым помогли советы Тамары Лязгиной как сохранить подольше и развить гибкость, но почти всем своим опытом она помогает сохранить и восстановить здоровье после тяжелых лет выступлений.

Здесь нужно остановиться на нескольких вещах: как исполнительницы снимают стрессы, восстанавливаются, как "залечивают раны", как взаимодействуют с врачами, занимаются ли самолечением, какой опыт они перенимают у спортсменов, танцоров, цирковых, а может и отказываются от него, что бы работать долго на сцене. А самое интересное - ведь за свою жизнь они экспериментируют со своим организмом и телом не переставая. Недаром организмом Тамары Лязгиной у нас в Стране занимался научно-исследовательский институт.

У нас, в России цирк имеет несколько другие корни, чем в Европе, Азии, Латинской Америке. Он другой. И это хорошо. Если замечали, то многие номера издавна попадали на арену цирков и увеселительных заведений из-за рубежа. Пусть даже и исполняли их наши, отечественные акробатки. У нас генетика и окружающая жизнь не способствует продвижению оригинальных номеров пластической акробатики. Всё, чего добиваются даже талантливые девчёнки не способно жить долгий срок. Для этого нужны неимоверные усилия, прежде всего над собой. И конечно же, великолепные условия для тренировок и восстановления. Не буду говорить о политике нашего руководства по цирковым направлениям искусств, не очень способствующих развитию такого рода жанров. В спорте, в наших спортивных клубах по худ. гимнастике, девчонки после 5-8 лет тренировок выходят за редким исключением здоровыми. А говорить о том, что бы после начать работать над таким сложнейшим номером как "каучук" и разговора быть не может. Настолько неправильная и похабная система тренировок (хотя именно она позволяет получать награды на соревнованиях)

Взять, хотя бы, Венеру Зарипову , с которой я работала долго, восстанавливала здоровье. Не смотря на огромный её опыт, замечательных тренеров, всё же не удалось уберечь суставы и связки от травм.

Вопрос - "Вы знаете йогов, сами занимаететсь йогой и не можете не знать, что в этом деле существуют не только шпагаты, прогибы назад и т.п., что мы в более выразительной форме видим у акробаток и гимнасток, но и асаны заключающиеся в прогибе вперед и закладывании ног за голову (а возможно и за спину).Почему подобных поз практически никогда не встречается у исполнительниц нашего любимого жанра (у вас тоже, насколько я понимаю)?"

В 60-80 годы йога была как и многие другие виды спорта в немилости у наших руководителей, было опасно заниматься ими на людях, в открытых клубах, студиях. Занимались подпольно. Глупость величайшая, но что было делать… Сейчас много исполнителей этого жанра и унас в стране. Одна ученица из Киева у меня была, сделали номер в котором она выходила из складки "клишниковой" с опорой на руки, ноги вверх и даже немного назад, в обычную стойку и далее в боген и складку назад. Весь номер на руках, с вращениями , используя лишь силу рук. В том номере было много складок вперёд и заносом ног за голову.

Хочу сказать, что йога высвобождает нервы и связки, в отличии от "каучука" которые зажимаются при исполнении номеров, и не понятно почему "каучуки" не используют для своих профилактических и лечебных целей йогу. Хотя, может быть это сложно совместить с подготовкой к выступлениям по времени, для такого рода тренировок с восстановлением нужно в два раза больше времени. Заметьте, творческий век "клишника" длиннее, чем у конторсионисток.

-" Какие максимальные могут быть достигнуты успехи, если исполнитель занимается этим так же упорно, как и изгибанием спины назад?"

Это просто инструмент для поддержания тонуса мышц, связок и костей. Никаких сверх успехов достичь никто и никогда в йоге не пытается. Философия в йоге основана на здоровье, а не насилии. Из элементов йоги можно сделать номер, но эстетики такой, как в конторсии добиться сложно, да и сверх показатели в йоге удаются лишь у единиц.

-"Я очень мало с кем общался из людей которые серьезно гнулись,все они говорили, что проблеммы со здоровьем у них были. Но - из них никто не стал такой развалиной как здесь угрожают и гибкость у них побольше чем у обычных людей до сих пор."

Вы правы, так получается, что нормальное состояние "каучука в форме" - больное тело. Если ещё желание не пропало работать над собой, то век исполнительницы протянется ещё на лет 5-10. Но это всего лишь 15 - 25 лет. Конечно, многое зависит от генетики, от того какой образ жизни ведет исполнительница. Многие по-молодости не щадят себя, получают минитравмы и ничего не предпринимают. Если вовремя не подумать над этим, можно остаться "калекой". А ведь женщина ещё молода, красива. Как быть? Позвонки раздроблены, связки ноют и болят. Режим бесит и выводит из окружающего мира… Я вовремя поняла, что без определённой методики продления своей жизни в искусстве мне не удастся дальше работать на сцене. Как Вы видите, 40 лет - неплохой срок для исполнительниц такого жанра. Многим пришлось помочь, пусть даже и не совсем в срок, но выход из этого жуткого режима жизни, для них прошёл с меньшими проблемами. Многие спортсмены интересуются, как возможно себя реабилитировать, вернуть к нормальной жизни, бороться с оставшимися травмами, проблемами и т.д. Наша жизнь стала такой, что все усилия исполнительниц направлены на получение дохода от выступлений, и, жалко, что только это им удаётся. Лишь некоторые могут протянуть несколько лет, выступая и нарабатывая себе славу и исвестность. Я их не виню. Труд конторсионистки - очень дорогой труд. Питание и отдых. Режим, жестокий и порой невыносимый. Условия тренировок. А ведь ещё у каждой есть личная жизнь. Многие заканчивают не выдерживая травм и лишений намного раньше своих возможностей. Многие девчёнки, тренировавшиеся у меня, просто в один прекрасный момент срывались и их карьера шла "под откос". Была одна девчёнка (не хочу называть её имени), так вот она была пристрастна к спирному. Талантливейшая исполнительница. Гнулась - ну просто феноминально. Работала долго, потом перешла в ночнной клуб. Там , как говорится подобрал один бизнесмен. Тренировки "побоку", режим и серьёзность улетучились. Выступать, наконец, она отказалась...

-"Я знаю, Вы занимались закаливанием... Как с этим обстоят дела сейчас? Как начинали? Стоит ли этим заниматься ? И с чего начать ? Это удовольствие или необходимость ?"

Да, с детства для меня не существует плохой погоды. Всегда стремлюсь на природу, обожаю бегать босиком в любую погоду. В сильный мороз, больше 20-25 градусов выхожу без обуви. Купание в проруби мне очень много дало. Хотя эти занятия полностью противоречат тому, чем я занималась на эстраде, ведь мышцы "каучуков" сложный инструмент, которому противопоказано не то, что бы переохлаждение, а даже просто охлаждение, я смогла с помощью проруби снимать стрессы, лечить себя от простуд, травм. Начинать следует с малого. Просто сначала обычным обтиранием, потом закаливанием отдельных участков тела, потом всего тела. Следить обязательно за самочувствием. Всё должно приносить радость. Главное - регулярность. Существует множество книг о закаливании, написаные врачами. Лучше обратиться к ним.

 

-"...наезд на гимнастику показался нелепым. Методы работы в цирке там расписаны до мелочей, а сведения о гимнастических тренировках построены на суставах Венеры Зариповой.
Видите ли, Венера была первой гимнасткой с такими данными, поэтому многое ей приходилось познавать на своем опыте. При такой гибкости, как у нее, необходимо закачивать спину, чтобы обеспечить суставам мышечную защиту. Наверное, она этим не занималась. Кабаева, например, после каждой тренировки делает специальную гимнастику для спины. Значит, что-то в методах поменялось.
Последствия бывают разные, но таких, как в цирке точно не случается. Вы задумайтесь о специфике нагрузок: гимнастические элементы очень разнообразны, а каучуковые женщины работают только спиной."

Вы забываете, что я не была только цирковой артисткой. За 45 лет работы на сцене и в тренировочных залах у меня сложилось кое-какое впечатление о том, как добиваются успехов в таких направлениях искусств, как балет, акробатика, художественная гимнастика, цирк, эстрада. Где работают не только спиной...

Я не хотела затрагивать тёмные стороны процесса работы над номером, выступлением. Я лишь говорила, скорее призывала, внимательнее относиться к нашим прекрасным юным созданиям, которым после завершения карьеры в спорте, на сцене жить, рожать и воспитывать детей, быть не в тягость своим близким, жить полной, здоровой жизнью. Я, естественно, интересуюсь регулярно тем, как работают наши спортсменки и их тренеры. И в последнее время, конечно же, методы работы с "художницами" изменились, но не все в лучшую сторону. Пришлось пройти сложный, тернистый путь создания системы подготовки наших девочек, со многими судьба обошлась очень жестоко и несправедливо. Под руководством Ирины Винер, на данном этапе, такая система пока себя оправдывает...

Венера, действительно нуждалась в особом внимании. Такой гимнастки не появилось до сих пор. В ней был заложен настоящий природный дар. Её тело, пластика, эмоциональность давали возможность создавать завораживающие выступления. Именно ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ гимнастики, была её "коньком".
За последние 10-15 лет лишь единицы смотрелись с интересом и позволяли сопереживать им - Зарипова Амина, Костина Оксана, Батыршина Яна, Мустафина Ассель, Барсукова Юлия, Чащина Ирина, Казакова Ирина ...

 

   

 

 

Подвижный образ жизни, активность в быту помогают Тамаре Макаровне оставаться в форме и удивлять окружающих.

3.0 Mb
5.5 Mb